Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Безбарьерная (доступная) среда – это среда, оборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.
В учреждении специально оборудованы учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, имеются средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.
В МКДОУ функционируют группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, с нарушением зрения. В группах реализуется адаптированные основные образовательные программы. На каждого ребенка разработан индивидуальный образовательный маршрут.
В штатном расписании учреждения нет ставки сурдопереводчика и тьютера.
Информация о специально оборудованных учебных кабинетах |
В МКДОУ специально оборудованы кабинеты учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов с учетом особенностей и коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Материально-техническое оснащение кабинетов и групп ДОУ создает условия для полноценного развития дошкольников с особыми образовательными потребностями. Образовательное пространство групп представлено центрами активности, учитывающими потребности детей с ОВЗ в каждом возрастном периоде дошкольного детства. Пространство групп носит модульный характер и легко изменяется в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей. |
Информация об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Объекты для проведения практических занятий: групповые помещения, музыкальный и физкультурный залы, кабинеты учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов. В групповых помещениях присутствуют центры активности, стимулирующие познавательную, речевую, физическую, игровую деятельность и творческую активность детей. Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов имеет подвижные трансформирующиеся границы. Созданная коррекционно-развивающая среда в учреждении – это комплексный, системный, вариативно меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности. Музыкальный и физкультурный залы предназначены для решения задач музыкального воспитания и физического развития детей дошкольного возраста с ОВЗ. В залах проводятся занятия, досуги, праздники, утренники и развлечения. Музыкальный зал оснащен современным оборудованием: мультимедийный комплекс с экраном и проектором, рояль, синтезатор, акустическая система, микшерный пульт, микрофоны; учебно-методическими материалами: оборудованием и декорациями для музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами, портретами композиторов. Создана фонотека (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал. В спортивном зале имеется разнообразное спортивное оборудование, необходимое для ведения физкультурно-оздоровительной работы (шведская стенка, разнообразные тренажеры, сухой бассейн, батут, рукоход, навесная лесенка Скалолаз, детские спортивные комплексы «Патриот», «Карусель», «Кузнечик», ворота, клюшки и мячи для флорбола, лыжи и др.). Для работы с детьми с особыми образовательными потребностями кабинеты педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов оснащены специальными дидактическими материалами, аппаратами ЛОГОБОС и БОС-офтальмологический, интерактивной лестницей света, оборудованием для сенсорной интеграции, наглядно-дидактическими комплектами, методической литературой, дидактическими играми, песочным столом. |
Информация о библиотеке (ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
В МКДОУ отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку. Книжный фонд, который имеется в дошкольном учреждении, располагается в методическом кабинете, в кабинетах и групповых помещениях. Методический кабинет оснащен необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой, мультимедийным оборудованием, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. В каждом групповом помещении книжный уголок, наполненный детской художественной и познавательной литературой для воспитанников в соответствии с их возрастными особенностями. |
Информация об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной активности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. На территории ДОУ имеется спортивная площадка, оборудованная беговой дорожкой, прыжковой ямой, лабиринтами, мишенями, шведской лестницей, тренажерная площадки с разнообразными детскими тренажерами, спортивное оборудование для развития равновесия «Переправа». В физкультурном зале учреждения проводятся занятия, физкультурные досуги, праздники и развлечения. В зале имеется все необходимое оборудование и спортивный инвентарь для ведения физкультурно-оздоровительной работы: детские тренажеры, гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастические скамейки и маты, лыжи для веселых эстафет, канаты для перетягивания, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков, мячи, мешки с песком, обручи, гимнастические палки, ленточки, палки гимнастические, кубики, балансиры, скакалки, гантели, кольца резиновые, дорожки массажные и др. Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту |
Информация о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Для реализации адаптированных образовательных программ, имеются необходимые технические средства и методическое обеспечение, средства воспитания и обучения, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Развивающая предметно-пространственная среда в группах содержательная и насыщенная, легко трансформируется, вариативна и безопасна в соответствии с требованиями ФГОС ДО, отвечает возрастным особенностям детей. В образовательной среде есть современные технические средства (см. документы «Условия обучения и воспитания», «Наличие специальных технических средств обучения инвалидов и лиц с ОВЗ»). На территории детского сада имеется метео-станция, музыкальная площадка, автогородок, ЛЕГО-ДОМ. |
Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации |
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МКДОУ обеспечен доступ в здание: • 2 пандусами металлическими; • кнопкой вызова персонала; • вывесками с названием и графиком работы, планом помещений МКДОУ № 13, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне. В учреждении имеется сменная инвалидная коляска. На прилегающей к ДОУ территории имеются парковочные места для инвалидов и лиц с ОВЗ. |
Информация о специальных условиях питания |
В МКДОУ организовано сбалансированное питание в соответствии с действующим Постановлением от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.10.2020 № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», примерным 10- дневным меню, утвержденным заведующим МКДОУ (см. «Организация питания детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья») |
Информация о специальных условиях охраны здоровья |
Основной задачей медицинского и педагогического персонала учреждения является четкая организация работы по наблюдению за состоянием здоровья детей и проведение профилактических мероприятий, направленных на обеспечение правильного физического и нервно-психического развития, а также снижение заболеваемости детей. Санитарно-гигиеническое состояние МКДОУ соответствует требованиям СанПин 2.4.3648-20, световой, воздушный и питьевой режимы соблюдаются. В детском саду имеются изолятор, медицинский и процедурный кабинеты, оборудованные в соответствии с нормативными требованиями. С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические и закаливающие мероприятия (утренняя и бодрящая гимнастика с использованием дыхательных упражнений, гимнастика для глаз, воздушные ванны, правильная организация прогулки, соблюдение температурного режима в течение дня). Детский сад обслуживает медицинская сестра (на основании договора с ГБУЗ ЛО «Кировская МБ»). Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Ежегодно составляется комплексный план оздоровления детей с учетом возможностей МКДОУ, который включает в себя оздоровительные мероприятия: закаливающие мероприятия, вакцинопрофилактика, элементы лечебной физической культуры. Охрана здоровья осуществляется в полном соответствии с нормативными актами РФ. Весь педагогический состав прошел курсы по оказанию первой помощи |
Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
В МКДОУ создано единое информационное пространство, оснащенное электронной почтой, локальной сетью, выходом в Интернет, действует официальный сайт. В целях обеспечения доступности к информационным материалам, на сайте МКДОУ создана альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению. Локальная сеть состоит из кабельной сети и Wi-Fi. Доступ к сети Интернет обеспечивается в соответствии с договором об оказании услуг связи. Интернет используется для следующих целей: • информационной поддержки педагогов МКДОУ; • работы с компьютерными справочниками, электронными библиотеками; • поиска дополнительной информации (текстовой, видео- и музыкальной) по всем дисциплинам учебных планов; • самообразования педагогов учреждения; • участия в онлайн-конференциях и вебинарах, просмотров онлайн-занятий и других педагогических мероприятий педагогов МКДОУ; • просмотров познавательно-образовательных программ для воспитанников |
Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Педагоги используют разнообразные электронные образовательные ресурсы (ЭОР) по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности: на занятиях по развитию речи, элементарных математических представлений, экологических представлений, художественному творчеству, музыке. Педагоги ДОУ участвуют в разработке электронных образовательных ресурсов (мультимедийных презентаций, игр на интерактивных досках) для занятий с детьми разных возрастов, в психолого-коррекционной работе, в логопедической коррекции |
Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования |
В учреждении имеются в наличии специальные технические средства обучения для коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ОВЗ (воспитанников с тяжелыми нарушениями речи): интерактивные доски и панели, песочные столы, аквастол, ЛОГО-БОС и БОС офтальмологический, мультстанки, цифровые лаборатории «Наураша в стране Наурандии», музыкальные центры и пр. |
Информация о наличии условий беспрепятственного доступа в общежитие, интернат |
Общежитие, интернат в образовательном учреждении не предусмотрены |
Информация о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Общежитие, интернат в образовательном учреждении не предусмотрены |