Инновационная деятельность в МКДОУ № 13 «Родничок»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №13 «Родничок» открыт в 1963г., в 1998г. стал учреждением комбинированного вида, с 2003г. функционирует как дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида и реализует:
- АООП ДО детей с ЗПР (приказ от 01.09.2022г. №107 - ОД);
- АООП ДО детей с ТНР (приказ от 01.09.2022г. №76 - ОД);
- АООП ДО детей с нарушением зрения (приказ от 01.09.2022г. №108).
На протяжении двух лет отмечены стабильные показатели в сохранении контингента обучающихся по реализации образовательных программ и составляют 192 человек.
В учреждении функционирует 11 групп компенсирующей направленности:
- 7 групп для детей с тяжелыми нарушениями речи от 4 до 7 лет;
- 3 группы для детей с задержкой психического развития от 4 до 7 лет;
- 1 группа для детей с нарушением зрения от 4 до 7 лет;
Адаптированные основные образовательные программы представляют собой четко структурированную модель педагогического процесса, направленную на:
- компенсацию отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников с ОВЗ, предупреждение вторичных и последующих дефектов развития, социальную адаптацию дошкольников;
- создание условий развития ребенка с ОВЗ, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми, сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Большое значение в повышении качества образования имеет внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности, что помогает участникам образовательного процесса оптимизировать коррекционную работу и достигнуть лучшего результата, позволяет в условиях ДОУ реализовать требования ФГОС ДО и наиболее качественно социализировать ребенка с ОВЗ, подготовить его к дальнейшему школьному обучению.
Сегодня в сфере образования выделяется большое число инноваций различной направленности и значимости, внедряются в организацию и содержание, методику и технологию преподавания. Используются разнообразные инновационные технологии, интерактивные средства обучения и ресурсы: компьютер, использование сети интернет, интерактивные доски, цифровые лаборатории, различного рода мультимедиа - и аудио-визуальное оборудование.
Интерактивные ресурсы – содержат объекты, которыми можно манипулировать и процессы, с которыми можно взаимодействовать, то есть они дают возможность реагировать на определённые действия ребёнка или педагога в процессе выполнения задания.
В работе с детьми с ОВЗ все педагоги используют широкий спектр лицензионных игр и программ, направленных на коррекцию проблем в развитии ребенка с ОВЗ. Педагог, моделируя интерактивную среду, значительно повышает мотивационную готовность детей к коррекционным занятиям. Ограниченность ассортимента и функциональной направленности интерактивных игр, имеющихся в продаже, наличие специфических особенностей детей с ОВЗ, приводит к необходимости создания авторских игр педагогами ДОУ, узконаправленных на решение конкретной коррекционно-развивающей задачи. Игры проводятся на интерактивных досках, которыми оснащены все группы ДОУ. Опыт работы по созданию и применению интерактивных игр был представлен на различных образовательных площадках района и области.
Интерактивную Лестницу света (это панель со световыми ячейками, которые реагируют на звук) используют в работе над просодическими элементами речи, учит детей регулировать и контролировать голосоведение при разговоре и пении по инструкции педагога.
Легко, увлекательно, доступно позволяет реализовать в детях любознательность, стремление к познанию, открытиям и экспериментированию цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии». Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка. Задача педагогов – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Цифровыми лабораториями оборудованы все группы. Использование технологии способствует успешной социализации, является важнейшей частью подготовки детей с ОВЗ к школьному обучению и дальнейшей профориентации согласно проекту Baby Skills.
Интерактивные комплексы БОС. Целью использования Лого-БОС является формирование, совершенствование и коррекция речи у детей с ОВЗ по методу биологической обратной связи с максимальной дыхательной аритмией сердца. С помощью данного метода формируется новый дыхательный стереотип и новое функциональное состояние организма, координируется работа речевого аппарата, дыхания, артикуляции, голосоподачи.
Целью использования БОС-Зрение является обучение ребенка в процессе просмотра видеосюжета, с одновременной регистрацией у него и компьютерной обработкой ЭЭГ, умению управлять своей зрительной функцией, напрягать и расслаблять мышцы глаза. Метод относится к функциональным методам коррекции зрения, основан на принципе интерактивности.
При использовании комплексов БОС устраняется избыточное психоэмоциональное и мышечное напряжение, развиваются высшие психические функции и оздоравливается организм ребенка с ОВЗ.
Одним из направлений работы учителя-дефектолога (тифлопедагога) является развитие зрительных функций и зрительного восприятия воспитанников. Данное направление реализуется через использование специальных компьютерных интерактивных программ.
С подробной информацией по использованию интерактивных ресурсов, фото-и видео-материалами можно ознакомиться по ссылке: https://youtu.be/0go4P4h078g .
При организации образовательной деятельности активно используется метод проектов. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит — применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.
Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе носит характер сотрудничества воспитанников, педагогов и родителей, которые являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками интересного образовательного процесса.
С 2012 года проектный метод является очень важным в практике работы с детьми с ОВЗ. Все проекты, представленные на районных, областных и международных конкурсах, занимали призовые места: 1) Проект «Родничок бежит за морем» https://disk.yandex.ru/d/XK7XRi1bb247uw, https://youtu.be/F35sXbgwC04; 2) Проект «Голосок по лесенке» https://disk.yandex.ru/i/nXLsjSvDseJA4Q; 3) Проект «Наш друг - вода» https://youtu.be/4jMoDCUZC8c и др.
Одним из инновационных направлений работы является использование анимационной деятельности в работе с дошкольниками с ОВЗ. Включение в занятия педагогов элементов мультипликации является неотъемлемой частью долгосрочных и краткосрочных проектов, реализуемых в дошкольном учреждении, итоговые продукты которых представлены мультфильмами, созданными совместно с детьми и педагогами. С подробной информацией, фото-и видео-материалами можно ознакомится по ссылке: https://youtu.be/g7ZezVhCcik; https://youtu.be/gcEpw4QLQtc .
Педагогами-психологами используется широкий спектр инновационных технологий: https://youtu.be/XpmfisTc9ak. Их применение позволяет создавать благоприятные условия для включения ребенка с ОВЗ в активный познавательный процесс, привлекать и удерживать внимание детей, создавать положительный эмоциональный настрой, вызывать живой интерес к себе и происходящему.
Песочная терапия и Акватерапия – это не просто увлекательный игровой процесс, но и естественная природная среда, в которой гармонично создаются благоприятные условия для развития творческого потенциала и познавательной сферы детей. Посредством этих игр легче устанавливаются контакты между детьми, снимаются мышечные зажимы, стабилизируется эмоциональное состояние в период адаптации к детскому саду, снимается психоэмоциональное напряжение.
Методика М. Монтессори. Одним из эффективных и результативных вариантов, который позволяет учесть как общие, так и специфические закономерности развития дошкольников с ОВЗ, является использование Монтессори-материалов. Методика Марии Монтессори – это универсальная разработка, обеспечивающая комплексное решение основных целей и задач развития ребенка.
Камешки Марблс – интересный, доступный и многогранный материал. Идей, как можно использовать данный материал, достаточно много: играть, творить, развивать речь, мелкую моторику, восприятие и логическое мышление. Игра в Марблс признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения.
С целью укрепления здоровья, удовлетворения биологической потребности в движениях в процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста применяется использование элементов флорбола на занятиях по физической культуре: https://disk.yandex.ru/d/P9znumnmIaWPNg
Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогами в рамках ФГОС ДО. Эти непростые задачи в первую очередь требуют создание особых условий, в связи с этим огромное значение отведено развитию инженерного мышления детей через конструирование. Конструирование в детском саду проводится с детьми всех возрастов, в доступной игровой форме, от простого - к сложному. От простых кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы, затем появляются первые робототехнические обучающие конструкторы – появляется образовательная робототехника: https://disk.yandex.ru/i/NtG3MYd_Rkm2tA, https://disk.yandex.ru/i/0iaAwGy5VjCZmg .
Использование инновационных технологий осуществляется и на территории детского сада: функционирует Лего-ДОМ, направленный на развитие описанного выше конструктивного мышления дошкольников. Для расширения исследовательской экспериментальной деятельности детей в нашем ДОУ оборудована метеорологическая станция. С созданием метеостанции появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах: https://disk.yandex.ru/d/4nNlf0arkKSMrg .
Музыкальная площадка – инновационное оборудование, которое превращает обычные прогулки в развивающую игру. Площадка оснащена самыми простыми и одновременно важными для музыкального, творческого и интеллектуального развития инструментами. Их легко освоить. С ними веселей и полезней проводить время на прогулке: https://disk.yandex.ru/i/XlypcKdhHGG8gQ .
Потребность ребенка в движении — одна из важнейших биологических особенностей растущего организма, обязательное условие его нормального формирования и развития, причем как физического, так и интеллектуального. Комплексному решению этих задач способствует использование тренажеров в работе с детьми, которыми оборудована тренажерная площадка на территории ДОУ: https://disk.yandex.ru/d/f5PDC8o5InhuXA .
Обучение правилам дорожного движения – это жизненная необходимость, поэтому осваивается долгосрочный проект «Безопасное детство» с включением в работу не только помещений детского сада, но и территории детского сада. Для более успешного обучения детей Правилам дорожного движения, на территории учреждения сделана дорожная разметка, обозначены перекрестки с пешеходными переходами, установлены дорожные знаки. Здесь с помощью игровых транспортных средств (велосипеды, самокаты, детские коляски и т.д.) на прогулках дети знакомятся со значениями некоторых дорожных знаков и правилами дорожного движения. В детском саду ребенок не только осваивает элементарные правила дорожного движения, но и учится важнейшим правилам безопасного поведения на дороге: https://disk.yandex.ru/i/B6r31eEYSCpTOA .
Опыт использования инновационных технологий в практике работы педагогов и МКДОУ№13 был представлен и отмечен на конференциях и конкурсах педагогического мастерства различного уровня: https://youtu.be/08eOpIFDILE.