187330, Ленинградская область, Кировский р-н, г. Отрадное, ул. Советская, д. 15

Учебный план МКДОУ составлен в соответствии с:

  • Законом РФ от 29.12.12012г. №273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации»;
  • Типовым положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.10.2011 №2562;
  • Приказом Министерства образования РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Приказом Министерства и науки образования РФ от 30.09.2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования»;
  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г.
  • Образовательной программой ДОУ.

 

Учебный план МКДОУ №13 определяет объем, распределение и количество НОД с учетом:

  • видовой принадлежности ДОУ – детский сад компенсирующего вида:
  1. 8 групп для детей с тяжелыми нарушениями речи: №3,4,5,6,7,8,10,11;
  2. 2 группы для детей с задержкой психического развития: №1,9;
  3. 1 группа для детей с нарушением зрения №2.

 

  • особенностей возрастной структуры - в ДОУ функционируют группы:

 

Старше-подготовит

(5-7лет)

для детей

с ЗПР

Разновозрастная

с нарушением зрения

(4 – 7 лет)

Подготовит.

к школе

 (6-7лет)

для детей

с ТНР

Старше-подготови

тельная

(5 – 7 лет)

для детей

с ТНР

Средняя

 

(4-5 лет)

для детей

 с ТНР

 

Старшая

(5-6 лет)

для детей

с ТНР

Разновозрастная

(4 -5 лет; 6 -7лет)

для детей

 с ЗПР

1

1

3

1

2

2

1

№1

№2

№3, №6, №11

№4

№5, №10

№7, №8

№9

 

           ДОУ функционирует в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивается 12-часовое пребывание детей

В учебный план включены пять направлений, обеспечивающих:

  • физическое,
  • познавательное,
  • речевое,
  • социально-коммуникативное,
  • художественно - эстетическое развитие детей.

 Каждому направлению соответствуют различные виды организованной образовательной деятельности, название и содержание которых определяются методическими рекомендациями:

для реализации основной образовательной программы ДОУ в инвариантную часть плана включены:

  • Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2017 г.,                                   
  • Н.В.Нищева Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, 2016г.
  •  Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.П. Зарин «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития»
  • Л.Б. Баряева, И.Г.Вечканова, О.П. Гаврилушкина. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. Под редакцией проф. Л.Б. Баряевой, Е.А.Логиновой. – СПб, 2010 г.
  • С.Г.Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».
  • Программы специальных (коррекционнных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду/ Под ред. Л.И.Плаксиной. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.
  • Л.В.Рудакова «Программа по развитию зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения».

с учетом парциальных образовательных программ:

  • И.А.Лыкова «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности. Формирование эстетического отношения к миру. Издательский дом «Цветной мир», Москва, 2017г.
  • Н.В.Дубровская «Цвет творчества». Парциальная программа художественно-эстетического развития дошкольников от 2 до7 лет.
  • Ж.Е.Фирилева, Е.Г.Сайкина «Фитнес-Данс». Оздоровительная программа.
  • О.М. Радынова «Музыкальные шедевры».
  • А.И. «Ритмическая мозаика».

 

для реализации вариативной части плана:

  • Н.Н.Авдеева, Н.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Безопасность».

 

Продолжительность непосредственно-организованной образовательной деятельности

составляет:

в средней группе       - 20 мин.

в старшей группе      - 25 мин.

в подготовительной к школе группе - 30 мин.

 

В разновозрастных группах продолжительность занятий регулируется возрастом воспитанников: группы №1, №2, №4, №9.

Количество занятий увеличено в целях реализации приоритетного коррекционно-развивающего направления деятельности ДОУ, обеспечивающего выравнивание речевого, психофизического развития следующих виды НОД (непосредственно образовательная деятельность).

 

группа

Инвариантная часть плана

Вариатив

 часть

плана

Итого

занятий

Базовый

вид деятель

ности

Физическая культура в помещении и на воздухе

Формиро

вание

элементар

ных

математи

ческих представ

лений

ФЭМП

Формиро

вание

сенсорных

эталонов

ФСЭ

Ознаком

ление с окружаю

щим  миром

Развитие речи

Подготов

ка к обучению

грамоте

 

Рисова

ние

Лепка/

Аппли

кация

Музыка

Констру

ирование

ОБЖ

 

№1

ЗПР:

5-6 лет

6-7 лет

 

 

 

2+1

2+1

 

 

1

2

 

 

1

1

 

 

1

1

 

 

2

2

 

 

-

1

 

 

2

2

 

 

1

1

 

 

2

2

 

 

1

1

 

 

1

1

 

 

15

17

№2

ЗПР:

4-5 лет

 

 

5-6 лет

 

 

6-7 лет

 

 

 

2+1

 

 

2+1

 

 

2+1

 

 

1

 

 

1

 

 

1+1(ФЭМП+ФСЭ+ЗМК)

 

 

1(ФСЭ+ЗМК)

 

 

1(ФСЭ+ЗМК)

 

 

-

 

 

1+ прос.ор)

 

1

 

 

1

 

 

1+ФПП

 

 

1+ФПП

 

 

2+ФПП+ФСИ

 

 

-

 

 

1

 

 

2

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

-

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

12

 

 

15(см.*)

 

 

17(см.*)

 

*В группе с нарушением зрения в старшей и подготовительной подгруппе проводятся специальные коррекционные занятии по развитию навыка пространственной ориентировки (Пр.ор.) и социально-бытовой ориентировке (СБО):

старшая подгруппа – 1 (пр.ор.+СБО); подготовительная подгруппа -  1 (пр.ор.+СБО)

 

№3

ТНР:

6-7 лет

 

 

2+1

 

2

 

-

 

1

 

2

 

2

 

2

 

1

 

2

 

1

 

1

 

17

№4

ТНР:

5-6лет

6-7 лет

 

 

 

2+1

2+1

 

 

1

2

 

 

-

-

 

 

1

1

 

 

2

2

 

 

1

2

 

 

2

2

 

 

1

1

 

 

2

2

 

 

1

1

 

 

1

1

 

 

15

17

№5

ТНР:

4-5лет

 

 

2+1

 

1

 

-

 

1

 

2

 

-

 

1

 

1

 

2

 

-

 

1

 

12

№6

ТНР:

6-7 лет

 

 

 

2+1

 

 

2

 

 

-

 

 

 

1

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

1

 

 

2

 

 

1

 

 

1

 

 

17

№7

ТНР:

5-6 лет

 

 

 

2+1

 

 

1

 

 

-

 

 

 

1

 

 

2

 

 

1

 

 

2

 

 

1

 

 

2

 

 

1

 

 

1

 

 

15

№8

5-6 лет

 

 

2+1

 

 

1

 

-

 

1

 

2

 

1

 

2

 

1

 

2

 

1

 

1

 

15

№9

4-5 лет

6-7 лет

 

 

2+1

2+1

 

 

1

2

 

1

1

 

1

1

 

1

2

 

-

1

 

1

2

 

1

1

 

2

2

 

-

1

 

1

1

 

12

17

№10

4-5 лет

 

 

2+1

 

1

 

-

 

1

 

2

 

-

 

1

 

1

 

2

 

-

 

1

 

12

№11

6-7 лет

 

 

2+1

 

2

 

-

 

 

1

 

2

 

2

 

2

 

1

 

2

 

1

 

1

 

17

 

Общая учебная нагрузка

(количество НОД в неделю) инвариантной и вариативной частей плана по всем направлениям развития составляет:

  • в средних группах (№2, №5, №9, № 10) - 12 занятий 
  • в старших группах (№1, №2, №4, №7, № 8) - 15 занятий;
  • в подготовительных к школе группах (№1, №2, №3, №4, №6, №9, №11) - 17 занятий

            

Формы организации совместной деятельности:

  • подгрупповая;
  • фронтальная;
  • индивидуальная. 

Совместную деятельность осуществляют специалисты и воспитатели.

        Специалисты осуществляют непосредственно коррекционно-развивающую образовательную деятельность:

  • развитие речи - развитие общих речевых навыков, формирование правильного звукопроизношения, работа над звуко-слоговой структурой слова, формирование лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи, формирование фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте в группах для детей с ТНР –

учитель-логопед;

  • развитие речи, подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим, сенсорное воспитание в группах для детей с ЗПР – учитель-дефектолог;
  • музыкально-художественную деятельность, приобщение к музыкальному искусству -  музыкальный руководитель;
  • развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта, формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании –  инструктор по физической культуре;
  • педагог-психолог – осуществляет развитие личности ребенка, оказание психологической помощи в проявлениях отклоняющегося поведения, трудностях в отношениях между детьми; оказание практической помощи воспитанникам, родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении педагогических и воспитательно-образовательных задач.

  Воспитатели проводят организованную образовательную деятельность:

  •  по познавательному развитию: формирование элементарных математических представлений – воспитатели групп для детей с ТНР;
  • по художественно-эстетическому развитию: развитие продуктивной деятельности – рисование, лепка, аппликация, конструктивно-модельной деятельности – конструирование из различных материалов;
  • чтение художественной литературы ежедневно в повседневной жизни;

        В группе для детей с нарушением зрения учителем-дефектологом проводятся коррекционные занятия, направленные на развитие зрительного восприятия детей, согласно Программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений IVвида (для детей с нарушением зрения)/ под ред. Л.И.Плаксиной и Программы по развитию зрительного восприятия для детей дошкольного возраста с нарушением зрения Л.В.Рудаковой. Это обусловлено тем, что в зрительном восприятии у детей с нарушением зрения появляются вторичные отклонения, так как формирование этого психического процесса на ранних этапах жизни находится в прямой зависимости от тяжести первичного дефекта. Низкий уровень развития зрительного восприятия также оказывает отрицательное влияние на ход психо-физического развития и, прежде всего, на формирование предметных представлений, развитие навыка ориентировки в пространстве, двигательной активности и т.д. Реализация специальных занятий, проводимых тифлопедагогом, имеет коррекционно-компенсаторную направленность.

Таким образом, в группе для детей с нарушением зрения учителем-дефектологом, с учетом основной образовательной программы, проводятся следующие занятия:

  1. Занятие по развитию речи с элементами формирования предметных представлений во всех возрастных подгруппах (развитие речи + ФПП).
  2. Занятие по развитию речи с элементами развития восприятия сюжетных изображений в подготовительной к школе подгруппе (развитие речи + ФСИ).
  3. Занятие по формированию восприятия сенсорных эталонов с элементами развития навыков зрительно-моторной координации в средней и старшей подгруппе (ФСЭ+ЗМК).
  4. Занятие по формированию элементарных математических представлений с элементами развития восприятия сенсорных эталонов и развития навыков зрительно-моторной координации в подготовительной к школе подгруппе (ФЭМП+ФСЭ+ЗМК).
  5. Занятие по развитию навыков пространственной и социально-бытовой ориентировки в старшей в подготовительной к школе подгруппе (Пр.ор.+СБО).
  6. Занятие по ознакомлению с окружающим с элементами развития навыков пространственной ориентировки (Ознак. с окр.+ Пр.ор.)
  7. Одно занятие в старшей и два занятия в подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте (Подгот. к об.гр.).

          В ходе перечисленных занятий большое внимание уделяется развитию графо-моторных навыков дошкольников с нарушением зрения. Детям предлагаются задания по работе с внутренними и внешними трафаретами, штриховки, обводки по кальке, обводка пунктирных, силуэтных и наложенных изображений, рисование геометрических фигур и предметных изображений, особенно с детьми 6-7 лет. В связи с этим, в расписании занятий подготовительной к школе подгруппы отсутствует второе занятие по рисованию, в пользу занятий по коррекции зрительного восприятия.          

В средней группе конструктивно-модельная деятельность осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности детей, реализуется как часть образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Приобщение к художественной литературе осуществляется в повседневной жизни, в ходе режимных моментов и реализуется как часть образовательной области «Речевое развитие».

Социально-коммуникативное развитие интегрируется со всеми образовательными областями, включается в структуру и содержание групповой, подгрупповой и индивидуальной совместной образовательной деятельности взрослых и детей через:

 

взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности:

самостоятельную деятельность детей:

оздоровительную работу:

  • чтение художественной литературы;
  • игровую деятельность;
  • общение при проведении режимных моментов;
  • дежурства детей;
  • прогулки
  • самостоятельную игру;
  • познавательно-исследовательскую деятельность;
  • самостоятельную деятельность детей в центрах развития
  • утреннюю гимнастику;
  • комплексы закаливающих процедур;
  • гигиенические процедуры

 

Данная система организации образовательной деятельности позволяет не только выполнить программные задачи, но и способствует успешному обучению и социализации детей с ОВЗ.